Обновлённые HR-Сообщества:
hr.superjob.ru

Россияне не верят в завершение кризиса

Про жизнь | 22.09.2009 16:49
Исследовательский центр портала SuperJob.ru

Несмотря на заверения экономистов о том, что экономическая ситуация в стране и мире стабилизируется, большинство россиян (75%) не считают, что кризис уже позади. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru (www.superjob.ru) среди 3000 респондентов из семи округов РФ.

Датой начала мирового финансового кризиса принято считать 15 сентября 2008 года – день, когда американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о своём банкротстве. Крушение «банковского Титаника» обратило в бегство инвесторов, следом «посыпались» мировые биржевые индексы, тысячи компаний-гигантов резко подешевели, а совокупный размер активов многих стран сократился на десятки процентов. Но любая болезнь, даже мирового масштаба, рано или поздно проходит. И вот уже многие эксперты уверяют, что кризис отступает.

Тем не менее, большинство россиян (75%) не разделяет оптимистичный настрой финансовых экспертов. По мнению респондентов, чтобы оправиться от кризиса и зализать «финансовые раны», понадобится ещё немало времени: «У меня нет уверенности в том, что завтра меня не сократят»; «Сократили, когда кризис только начался, но я до сих пор не могу найти работу»; «Кризис только начался, всё ещё впереди!» – делятся своими опасениями респонденты. Чаще всего к мрачным прогнозам склонны россияне в возрасте 40-50 лет (86%). Можно также отметить, что уровень дохода граждан не сильно отражается на их мнении об экономической ситуации: в том, что кризису ещё рано говорить «прощай», уверены как те, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей ежемесячно, так и те, чей доход существенно выше (более 45 тысяч рублей в месяц). Разница в ответах респондентов не превышает 5%.

Россиян, которые уверены, что кризис уже миновал, немного – 9%. Причины оптимизма респондентов – новая работа или везение, благодаря которому кризис их никак не затронул: «Я нашёл работу!»; «Кризис давно кончился для всех. Это только работодатели, прикрываясь финансовой нестабильностью, сокращают персонал и срезают зарплаты»; «Меня кризис вообще не затронул»; «Люди как тратили, так и тратят, ни в чём себе не отказывая». Больше остальных в завершении кризиса убеждены россияне 25-30 лет (12%).

Закономерно, что среди москвичей оправившихся от кризиса несколько больше, нежели среди жителей Северной столицы. Так, утвердительный ответ на поставленный вопрос дал каждый десятый респондент, проживающий в Москве, тогда как среди петербуржцев таких 7%.

16% опрошенных россиян затруднили определить, можно ли считать финансовый кризис пройденным этапом. Большинство из них сошлись во мнении, что судить об окончании кризиса рано, но некая стабилизация экономического положения всё же наблюдается: «Жить хоть и сложно, но можно», «Пока трудно сказать…»

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 21-22 сентября 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 3000 респондентов

Вопрос:
«Экономисты сейчас всё чаще говорят о стабилизации после кризиса. А кончился ли кризис лично для Вас?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.
муж жен до 23 24-29 30-39 40-49 50 и старше до 14999 15000-24999 25000-34999 35000-44999 от 45000
да 9% 10% 9% 11% 12% 7% 7% 5% 9% 8% 7% 11% 11%
нет 75% 75% 75% 68% 70% 79% 86% 84% 73% 72% 77% 73% 76%
затрудняюсь ответить 16% 15% 16% 21% 18% 14% 7% 11% 18% 20% 16% 16% 13%

Вариант ответа Все Москва Санкт-Петербург
да 9% 10% 7%
нет 75% 75% 76%
затрудняюсь ответить 16% 15% 17%

Некоторые комментарии респондентов:

«Нет» - 75%
«В настоящее время я только начинаю искать работу – для меня кризис только начинается...»
«Нет стабильной работы».
«Уменьшилось количество рабочих мест для квалифицированных специалистов». «Работодатели при приёме на работу завышают требования к специалистам и официально вводят дополнительные обязанности».
«Глупости. Всё ещё впереди».
«У меня нет уверенности в том, что завтра не сократят, так как нет заказов».
«Постоянные задержки по зарплате, сокращение и увольнение сотрудников».
«Пока работу не найду – не кончится».
«Какая стабилизация, когда безработица растёт?»
«У нас кризис с 1917 года. Как начался, так и не заканчивался».

«Да» - 9%
«Это была лишь завеса для отмывания денег».
«Кризис у некоторых в голове и на телеэкранах!»
«К счастью, я не ощутил кризиса, я нашёл высокооплачиваемую работу, которой очень доволен».
«Кризис пошёл всем на пользу, отсеялись компании-однодневки. Выжили предприятия, менеджмент которых доказал свою работоспособность».
«Считаю его выдумкой. Как жил, так и живу».
«Трудно сказать, как повлиял кризис на меня лично! Испортил одни планы, но вместо них появились другие! Что лучше – жизнь покажет».

«Затрудняюсь ответить» - 16%
«Он и не начинался для меня».
«Есть, конечно, положительные сдвиги, но пока говорить о полном окончании кризиса рановато»
«Сложно сказать, ведь кризис ударил в основном по более устойчивому классу людей, чьи доходы позволяли им каждые 2-3 месяца менять машину. А у среднего класса как не было таких денег, так и не будет».
«Жить хоть и сложно, но можно».




Код для вставки в блог





Комментарии
22.09.2009 16:57 | Ссылка
Натаlie Питерская

Так он же в головах, кризис-то.
"Мало посадок" (ВВП)
22.09.2009 20:01 | Ссылка

Причем системный (кризис)
23.09.2009 12:01 | Ссылка
Натаlie Питерская

А у нас бессистемного не бывает; -)
24.09.2009 21:02 | Ссылка

Какой кризис?
25.09.2009 08:52 | Ссылка
Натаlie Питерская

Затяжной.
22.09.2009 17:06 | Ссылка

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
22.09.2009 17:26 | Ссылка
userpic 4713

По формальным признакам кризис пройдёт, но останется его главная причина - алчный и тупой датель - хозяин жизни, видящий главную Справедливость в своей сытости и почитании себя любимого (ой).
22.09.2009 17:50 | Ссылка

Люди в большинстве своем, и я в том числе пока еще не увидели окончания кризиса. Не вижу пока не вижу оживления в экономике и увеличения спроса на рабочую силу.
22.09.2009 18:15 | Ссылка

в нашей стране все надо умножать на 5)
22.09.2009 18:43 | Ссылка
Красная шапочка_

Всё что говорят делить на три.:-)
22.09.2009 18:43 | Ссылка

я делю на 2 обычно)))))) 000
07.10.2009 23:18 | Ссылка

а иногда делить на N... это частные, как правило, случаи.
22.09.2009 18:27 | Ссылка

экономическая ситуация постепенно приходит в стабильность и начинается плавный, медленный рост...и то, что сейчас называют "кризисом" - на данный момент, это, скорее, его последствия: работодатели сократили в свое время количество рабочих мест и выжидают (не спешат расширяться, а вдруг снова "стукнет"), снизился уровень размера оплаты труда во всех сферах (также последствия кризиса - сейчас огромное количество соискателей, а вакансий мало, отсюда зачем работодателю платить 30000р., если на это же место охотно пойдут и за 20000р., потому что больше не куда)...это, конечно, взгляд соискателя:)))...все относительно
22.09.2009 20:08 | Ссылка

Имхо, одна из классических проблем экономики - как раз спад производства и безработица. Поэтому экономическая ситуация конечно может "приходить в стабильность", но ведь и это состояние бывает разным. Наверное, всем знакомо выражение "покойно, как на кладбище":)))

Если в национальной экономике безработица растет в разы, да еще при огромном количестве ввезенных мигрантов, это по-моему, ненормальная экономика. И администрации страны надо срочно пересматривать "правила игры". Если, конечно, главная цель администрации - то самое пресловутое "благосостояние народа России".
23.09.2009 13:39 | Ссылка

ну да, на бирже труда в Москве полно вакантных мест. только какой же москвич пойдет сажать тюльпаны или мыть котлы за 6-10 тыс в месяц? и дело не в зажратости, а в стоимости жизни, проезда и квартплаты.
отсюда безработица и мигранты
23.09.2009 20:36 | Ссылка

Мигранты, имхо не отсюда - Вы же е меньше платите ЖЭКу или налогов, отого, что мигранты а не местные асфальтуруют тротуары? Да и с какого... мыть котлы за 10 штук в месяц, может быть у нас стоимость чего-то там меньше мировых цен? Почему же цена труда д.б. меньше? Только потому что торгаши всех уровней не удовольствуются прибылью в 5-10% вместо 60-120%? Да пошли они в таком случае, у меня вроде как (вроде как...) есть правительство, да и недра (нефть) до конституции Ельцина считались "достоянием народа" (правда в Конституции 1993 года эта формулировка из нее исчезла). Но я не хочу играть по чужим частным правилам, мне нужно всеобщее раенсто перед законом, условно говоря. Это что, "стоимость жизни" заставляет в 3 раза меньше оценивать труд, чем в Штатах, при той же (сравнимой) стоимости товаров и услуг?? Хм..
23.09.2009 22:29 | Ссылка

я сопсно о том же) разница между оплатой труда москвичу и мигранту оседает где-то там в частных карманах...
23.09.2009 23:00 | Ссылка

Угу сорри я тоже перечитав, понял:)
22.09.2009 20:01 | Ссылка

....а он был что ли? "кризис" этот?... че та я не почувствовал.....
30.09.2009 10:23 | Ссылка

Значит ты безработный юрист. Мой ХОРОШО ЗНАКОМЫЙ юрист год мотается по командировкам. По его рассказам идет серъезное сокращение штатов (по русски это увольнения). Это разве не последствия кризиса?
... ЗДЮК!!!
30.09.2009 11:11 | Ссылка

....)))))).....значит, ТВОЙ хорошо знакомый юрист работает) и год мотается по командировкам - РАБОТАЕТ.... какой же это кризис?).....
22.09.2009 20:40 | Ссылка
ОРМ

предлагаю исследование провести на тему: А во что вообще верят россияне?
ответы будут гораздо позитивнее и интереснее, надеюсь
23.09.2009 13:08 | Ссылка

Конечно, Россияне верят в светлое будущее, причем, не такое далекое, в счастливую семейную жизнь, ну и наверное самое главное, что всеми движет это в Любовь (к себе и там кто дальше по списку)....
07.10.2009 23:22 | Ссылка

да, поинтереснее было бы, это точно. Кто проводить то начнет и когда???-))))
23.09.2009 12:04 | Ссылка

Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, так как на меня, к счастью, он никак пока не повлиял. Но могу сказать что многие из моих знакомых за последние пару месяцев нашли довольно таки достойную работу, конечно не заоблачной прибылью, но довольно таки реальной (в среднем 20-22 000). и сейчас очень удобный момент для тех у кого есть хоть какие то сбережения, недвижимость то довольно ощутимо упала в цене. Так что, я считаю, что много "минусов", но все-таки и "плюсы" наблюдаются, как это не парадоксально. И, хоть кризис еще не миновал, но в несовсем далеком будущем, это произойдет!!!!
23.09.2009 13:13 | Ссылка

долларов или евро а если за рубли то и связываться не стоит работать еле концы с концами сводить.надо искать от 30.000руб это так по божески.
23.09.2009 15:28 | Ссылка

Полностью согласна с Вами, но когда человек сидит вообще на "бобах" то он и этому рад, и я их понимаю, потому как найти реально нормальную работу с хорошим заработком очень не просто, на это нужно время.
23.09.2009 13:10 | Ссылка

я давно не верю правительству одной болтовнёй занимаются. скока лапши нам на уши навешали хватит весь китай прокормить с 1917 года. на предстоящее голосование не пойду всё равно ничего не изменится только время потеряю. когда наступит светлое бедующее.да и про кризис. правители сами кашу заварили а нам хлебать ещё 100лет
23.09.2009 13:28 | Ссылка

Я в начале кризиса устроился в проектный институт при Правительстве Москвы (проектируем в области энергетики) геодезистом, з/п достойная. И хотя в области геодезии начался довольно ощутимый кризис, у нас в институте он не ощущается, т.к. наши объемы зависят от финансирования Москвы. В 09 году город на реконструкцуии денег не пожалел и в 10 году также все объемы сохранились. Так что воля случая, если напримет программу сократили, то и соответственно и институт бы начал сокращаться, а так ровно работаем и людей планируем набирать...
23.09.2009 14:19 | Ссылка
Бывшбух

Я в недавнем прошлом работала в магазине бухгалтером. Так вот со словом "кризис" наша директриса срезает нам зарплату и раз, и два. А прибыль как у нее была, так и ни на рубль не упала - люди как ели, так и покупают продукты. Я считаю, что политика нашего правительства направлена только на улучшение жизни состоятельных россиян. А мы работяги как жили в нищите, так и наши дети будут жить. В Америке моя работа оплачивается в тыс.$, а в России в коппейках. При том, что жизнь и цены на продукты у нас и у них практически равны. Необходимо менять правительство, только тогда мы почувствуем себя россиянами.
07.10.2009 23:38 | Ссылка

Много чего менять надо: и правительство, и приоритеты... т. д. т. п. А в Америке жить не хотела бы, их экономика скоро раком станет, у них долгов немерено и все время они у них растут. У них вся жизнь в кредит. И у нас можно порядок навести. И вот еще вопрос: какое отношение правительство имеет к вашим чувствам и ощущениям? не пойму ((((
Я вообще взяла бы пример с политики Китая. За взятки в прямом эфире руки отрубать или пристреливать. Вот был бы толк.
23.09.2009 18:29 | Ссылка

Всем доброго вечера.
Уважаемая "Бывшбух", ну что же Вы все правительство ругаете?
Сейчас на дворе 21-ый век - уже смешно ругать првительство и, тем более, призывать к его смене.
Это, даже, не модноно, не продвинуто и не созидательно для специалиста. Человек сейчас должен полагаться на свои силы во всем, а уж в поиске и выборе работы, тем более. Кстати, почиайте историю о том, как, собственно, начался кризис и откуда у него "растут ноги", надеюсь, Вам станет немного лучше, и Ваша обида на Правительство немного поутихнет. Верьте больше в себя и в свои возможности, как специалиста в том числе. Удачи Вам:)
23.09.2009 20:57 | Ссылка

Пора вводить такую науку под названием "Болтология России" занимательная вещь.
24.09.2009 03:16 | Ссылка

Ну как можно верить или не верить,
если ВВП зависит от "объедков с во-
ровского стола" добывающей и пере-
рабатывающей промышленности?!
Власть-то, что интересует?
Строительство олимпийских объектов
в Сочи, нефтедобыча на Каспии и т.д..
При этом на Дальнем Востоке с рыбой
чёрти что творится, с овощами в
Астрахани полный коллапс (кстати,
раньше арбузы, помидоры везли бар-
жами, теперь почему-то автотранспортом,
и это при такой стоимости бензина) и т.п.
Страна превращена в варварски
расхищаемую сырьевую колонию.
Опять берутся обсуждать Курильские
острова с японцами (на кой чёрт нам
эти мирные договора, если на них
плюют в любой удобный момент).
Наши предатели
распилили на американские деньги
подводные лодки с ракетами, ликвиди-
ровали, прикрывающий их океанский
флот, уничтожили часть мощных
ракет наземного базирования!
Таким образом, сосредоточили все
свои стратегические носители на
своей территории!
Теперь они в нас стреляют - откуда
хотят, а мы только со своей территории.
И какая тут разница, для перехвата или
ядерного удара, подвижные это комплексы
или нет?
И будем теперь жарко обсуждать
с США сокращение ядерных сил, чтобы
им удобней было взять нас за горло,
наверняка!!! США - это государство -
- марионетка, хоть и главная, пока!
А для тех, кто ими управляет -
- наша страна и её будущее
только сырьевая колония, со всеми
вытекающими колониальными
последствиями,
И БОЛЬШЕ НИЧЕГО!!!
24.09.2009 16:02 | Ссылка

В основном Шура Балаганов прав, только вряд ли США спит и видит, как нас взять за горло, они скорее хотят обезопасить себя от нашей не предсказуемости. Бояться нам нужно, прежде всего, Самих себя. Общество, которое мы породили взрывоопасно и именно в нас главная угроза себе и другим странам...!
28.09.2009 00:49 | Ссылка

Вся "непредсказуемость" нашей страны
заключается в одном!
Нам приготовили Черномырдина и
считали вопрос решённым,
вдруг, как чёртик из шкатулки,
появился Путин, а потом Медведев.
Приказчики ослушались хозяев и
захотели сами стать хозяевами!
А так как они стали неуправляемыми,
то, конечно, ситуация для бывших
хозяев стала "взрывоопасной".
До этого в стране было уже
"спокойно", как на кладбище!
Вот ЭТО, те" кто манипулирует США
и Европой, предпочитают
не уточнять!!!
28.09.2009 17:48 | Ссылка

Бесспорно, что нашему населению свойственна некая, общественная инертность. Причины её называют разные, от"СТРАХА" на генетическом уровне, порождённого действиями В. Ч. К.; Н. К. В. Д. и последователями, до всеобщей "АЛКОГОЛИЗАЦИИ" страны."ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНЕРТНОСТЬ", в свою очередь, в конечном итоге называется, как одна из основных причин низкого уровня жизни большинства населения Р. Ф.. В самом деле, с высоких трибун, нам предлагается одно благое начинание за другим, а мы даже в ладоши перестали хлопать, не говоря уже о том, что бы их поддерживать. Но если быть обьективными, то надо признать, что с трибун звучат достаточно взвешенные и разумные предложения, тем не менее, на мой взгляд, они не находятдостаточного понимания, поддержки, мягко говоря не вызывают всеобщего энтузиазма и консолидации общества. Одной из причин происходящего, является глубокое не доверие людей к властьимущим, не раз обманывавшем его ожидания, ведь любая "Реформа", в сознании большинства, ассоциируется с ухудшением его уровня жизни. Не менее значимой причиной является огромный, увеличивающийся материальный разрыв между слоями общества, образовавшийся не в силу"Честно заработанного выдающейся личностью" а вопреки. Третье; Нарастающие тенденции эпохи М. С. Горбачёва, когда"МНОГО ГОВОРИМ В ВЕРХУ, НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ В НИЗУ"то ли не можем, то ли не хочем, то ли так задуманно..., в любом случае доверия к власти это не прибавляет, а встречи с заевшимися, оценивающими, что ты способен дать, чиновниками и вовсе отбивает желание к диалогу с властью. Помпезность, с какой мы демонстрируем наращивание обьёмов распродажи сырьевых ресурсов, думаю, что у многих вызывает вопросы:"Что я с этого имею?; Что останется моим детям, внукам?; и мало кого успокоет довод о пополнении бюджета, создании резервного фонда, подконтрольного только высшей власти, или о соц. программах, т.к. известно, что в С. Ш. А., эскимосам платят приличные деньги за недропользование мест их проживания и при этом власти так же заботятся о пополнении бюджета. Уверен, многие и ещё многое, могут добавить к наболевшему, важно только, что бы нас, каждого в отдельности или сообща, услышали, а услышав правильно поняли и сделали выводы.